Инфослайд

Объявления



Счет

Будапештский музей Изобразительных искусств

Понедельник, декабря 19 Автор: Городовой

Настоящее созвездие шедевров смогут наблюдать в течение всего лета в ГМИИ им. Пушкина любители живописи. Шестьдесят картин самых прославленных мастеров фламандской, итальянской, немецкой, испанской и французской школ прибыли из Венгрии, чтобы принять участие в открывшейся недавно выставке под названием «От Рафаэля до Гойи». Список художников, чьи работы представлены на выставке, приводит в благоговейный трепет: Ван Дейк, Веласкес, Рубенс, Тициан, Эль Греко, Джорджоне, Веронезе… И это только самые известные имена!

История Будапештского музея Изобразительных искусств насчитывает почти полтора века. Он был основан в 1870 году на богатейшем материале – коллекции живописи, которую собирали без малого четыреста лет многие поколения князей Эстерхази. Этот древний аристократический род постоянно соперничал с домом Габсбургов, стараясь не уступать ни в богатстве, ни в меценатстве. Таким образом, собрание живописи будапештского музея вполне выдерживает сравнение с крупнейшими музеями Европы.

Картины для «московских гастролей» будапештского музея изобразительных искусств Ирина Антонова, директор Пушкинского музея, отбирала лично. Предпочтение было отдано шедеврам, которые не экспонировались в России – например, «Портрет юноши» работы Альбрехта Дюрера. Небольшая картина, выполненная маслом на сосновой доске (всего 40х30 см), изображает молодого человека в тёмном одеянии, с чуть ассиметричным лицом и лукавым взглядом светло-карих глаз. Необычно яркий красный фон сообщает картине особую энергетику, как бы подчёркивая юношескую активность персонажа.

Ещё один мужской портрет маслом на дереве – на этот раз кисти Рафаэля. Утончённая манера письма, пленительное сфумато – едва заметная дымка, которой подёрнут пейзаж на заднем плане, – изящный поворот головы юноши, в чертах которого угадывается сходство с самим Мастером… И неожиданно яркие, проникающие, удивительно живые глаза.

Совсем особое место занимает в представленной экспозиции картина Альбрехта Альтдофера «Распятие». Работ этого художника в России нет – ни в музейных собраниях, ни в частных коллекциях. Эта картина также написана маслом на дереве и требует особых условий хранения – ведь из-за перемены влажности дерево имеет свойство разбухать или сжиматься, и красочный слой картины может пострадать. Картина динамично передаёт драматизм происходящего и эмоциональное состояние изображённых на ней людей: отчаяние, агрессия, смятение, скорбь – всё это смешивается в беспорядке, создавая ощущение катастрофы… Каждая линия картины читается, как символ – чего стоит, например, глубокая трещина-разлом в земле на переднем плане! Но разрушительная дисгармония гениально уравновешивается сияющим золотом фона картины – предвосхищением Воскресения и победы над смертью.

Будапештский музей славится своей испанской коллекцией. Знатоки считают, что она уступает только мадридскому Прадо. В Москву в числе прочих приехали картины Диего Веласкеса, Эль Греко, Франсиско Гойи, Бартоломе Мурильо. Испанская школа представлена самыми разными жанрами.

Привлекает внимание замечательно сочно и колоритно исполненная бытовая зарисовка «Крестьяне за трапезой» Веласкеса. А «Мария Магдалина» работы гениального Эль Греко просто завораживает необыкновенным «лунным» освещением и выражением лица девушки: художнику удалось сочетать в нём сомнение, страх и надежду. Трудно поверить, что эта картина создана четыре века назад – быстрые, энергичные мазки, необычные цветовые решения, экспрессия – всё это характерно, скорее, для современной живописи.
«Разносчица воды» (или, иначе, «Девушка с кувшином») Франсиско Гойи – ещё одна жемчужина, которая украсит «московские гастроли» будапештского музея изобразительных искусств. На фоне серого сумеречного пейзажа особенно ярко и рельефно выглядит хрупкая фигурка девушки, почти ребёнка, чуть скособоченная под тяжестью кувшина с водой. Картина имеет исторический подтекст: отважная девочка, изображённая на ней, носит воду повстанцам Сарагосы, сражающимся с наполеоновскими захватчиками.

Мы рассказали всего лишь о небольшой части сокровищ, привезённых в Москву из Венгрии. Но даже самые цветистые и восторженные слова не могут заменить впечатлений от просмотра выставки. Ценителей живописи ждут и обворожительные пейзажи французского художника Клода Лоррена, и брутальные мужские портреты, выполненные голландцем Францем Халсом и итальянцами Джорджоне и Веронезе, и много других великолепных живописных полотен, утоляющих нашу тоску по прекрасному и, вот уже пять веков, гармонизующих мир вокруг нас.


Из архива:


Архив комментариев