Инфослайд

Объявления



Миры Марка Ротко

Суббота, декабря 10 Автор: Городовой

Казалось бы, трудно представить себе место, более неподходящее для восприятия искусства, чем автобусный парк. Однако московский Центр современной культуры «Гараж» самим фактом своего появления на выставочном пространстве столицы опровергает это мнение.
Бывший Бахметьевский автобусный парк был построен в 1926 году по проекту архитектора Константина Мельникова. Выдержанное в традициях конструктивизма здание, урбанистический ландшафт вокруг него – всё это как нельзя лучше соответствует художественной специфике выставочного комплекса. «Гараж» был создан для поддержки и популяризации современного искусства. Кроме собственно зала для экспозиций, на огромной территории есть кинозал, кафе и книжный магазин.

Основное направление деятельности Центра – организация серьёзных и актуальных выставок с привлечением как широко известных, так и начинающих художников. Но «Гараж» этим не ограничивается. В программу его работы входят также оригинальные образовательно-просветительские проекты. Здесь проводятся лекции, кинопоказы, перформансы, занятия для желающих приобщиться к философии и практике современного искусства.

Летом 2010 года в «Гараже» обосновалась выставка «Марк Ротко: В неведомый мир». Большие полотна, на которых практически нет чётких линий – только прямоугольные поля с размытыми краями, наполненные чистым цветом. Сочетания и размеры этих прямоугольников гипнотизируют зрителя.
Эти картины бесполезно пытаться понять с помощью рационального мышления, потому что в них отсутствует форма, и логике здесь не за что зацепиться. В них можно только погружаться, вслушиваясь в эмоциональный отклик собственного подсознания на причудливую игру цветовых полей.
В 1903 году в городе Двинске Витебской губернии (ныне город Даугавпилс), в интеллигентной еврейской семье родился мальчик. Его отца звали Яков Роткович, он работал фармацевтом и очень много внимания уделял воспитанию своих детей и их образованию – маленький Маркус пошёл в школу уже в возрасте 5 лет.
В 1913 году семья Ротковичей эмигрировала в Америку. Маркус поступил в Йельский университет, начал серьёзно заниматься живописью. Он сократил своё имя, переделав его на американский лад, и стал зваться Марком Ротко. Тогда же стали формироваться его взгляды на живопись, как на способ религиозного и эмоционального самовыражения.

Ранние его работы были ещё вполне реалистичны – портреты, рисунки, акварели… Но в дальнейшем он всё больше склонялся к полуабстрактным формам (он называл их биоморфными), которые рождаются разве что в сновидениях.

Он сознательно уходил от всякой конкретики, не давал названий своим произведениям – только порядковый номер картины. Ротко имитировал детские рисунки, чтобы добиться непосредственности и искренности предаваемых в картине чувств. Более 20 лет он вёл занятия с детьми в Еврейском центре Бруклина.

В последнее десятилетие своей жизни Ротко много работал над монументальными проектами по оформлению и украшению зданий, написал цикл картин для капеллы хьюстонской экуменической церкви.
Выставка в «Гараже» не очень велика – всего тринадцать работ. Но они подобраны так, чтобы наглядно показать эволюцию стиля художника. Здесь и знаменитая на весь мир картина «№12», и фрески для оформления зданий, и написанное незадолго до смерти произведение «В серо-чёрных тонах».
Успех и признание сопутствовали Ротко, он был востребован и популярен. Но это не спасало его от депрессий. Он много пил, и, в конце концов – 25 февраля 1970 года – вскрыл себе вены в собственной студии в Нью-Йорке.

Выставка производит очень сильное впечатление – картины Марка Ротко лучше любых слов раскрывают сложную, противоречивую, уязвимую и тонкую натуру одного из самых известных художников современности.


Из архива:


Архив комментариев